Андрей Дементьев (kraegranesie) wrote,
Андрей Дементьев
kraegranesie

Categories:

О скорости чтения

Какова должна быть скорость богослужебного чтения? Умеренной. Не слишком быстрой из желания побыстрее закончить службу и не чрезмерно малой, чтобы не дать слушающему потерять смысл. Но мы в подавляющей части страдаем первым недостатком.

"Как телесное, так и духовное устроение не у всех одинаково; и некоторым прилично скорое псалмопение, а другим медлительное; ибо первые борются с пленением мыслей, а вторые - с необучением."
Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 28, п. 62

"Иногда на бдении надо скоро читать псалом, а иногда предпочитать следует пение псалмов. Нам надлежит изменять образ действования, в противоположность козням врагов, которые иногда внушают гнать язык в скорочтении, по причине объятия души унынием, а иногда возбуждают к величавому сладкопению."
Прп. Нил Синайский, 153 главы о молитве. 158. Добротолюбие, Т. 2.

"Должно же нам со всею свободою вести себя во время службы нашей без всякой детской и смущенной мысли. А если увидим, что времени немного и до окончания службы застигнет нас утро, то по доброй воле с ведением оставим из обычного правила одну или две славы, чтобы не было места смятению, отчего утратился бы вкус к службе нашей и не в должном порядке стали бы мы читать псалмы первого часа.
Если, когда отправляешь службу, помысл заговорит в тебе и станет тебе нашептывать: "Поспеши несколько, ибо дело у тебя умножается; скорее освободишься", ты не приобщайся к сему помыслу. А если сильнее будет беспокоить тебя этим, то воротись тотчас назад на одну славу или на сколько хочешь, и каждый стих, заключающий в себе вид молитвы, с размышлением повторяй многократно. И если опять будет смущать и стеснять тебя помысл, оставь стихословие и скажи: "Желаю не слова вычислять, но обителей достигнуть, ибо всякою стезею, какою ни поведешь меня, пойду скоро". Оный народ, сливший тельца в пустыне, сорок лет ходил по ней, переходя горы и холмы, восходя на них и нисходя с них, а землю обетования не видел даже издалека."
Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 52. О ночном бдении и о различных способах его делания

"Книга 2. Глава 11. В каком порядке у египтян [т.е. египетских монахов] читаются псалмы
Псалмы эти они прочитывают не сразу, но, смотря по числу стихов, разделяют на две или на три статьи, присовокупляя к каждой молитве. Основываясь на словах апостола, который говорит: буду петь духом, буду петь умом (1 Кор 14, 15), они почитают важным не прочитать много стихов, а понять содержание их. Потому говорят, что полезнее пропеть десять стихов с разумной раздельностью, нежели весь псалом со смятением, что иногда происходит от поспешности произносящего, когда он заботится не о том, чтобы внушить слушающим раздельное понятие, но о скорейшем окончании богослужения. Если же кто из новичков, по ревности или неопытности, станет читать слишком протяжно, то настоятель, чтобы сидящие не почувствовали скуки от такого чтения и, таким образом, не лишились плода, — сидя на своем месте, дает знак, чтобы все встали на молитву, тем самым и останавливает читающего. Чтение же двенадцати псалмов они разделяют между братьями так: если читают два брата, то каждый читает по шесть псалмов; если три — то по четыре псалма; а если четыре — то по три псалма. Читающих меньше двух и больше четырех никогда не бывает ни в одном собрании."
Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римянина. Пер. с лат. еп. Петра. Изд. 2-е. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М., 1892.

В отношении келейного чтения утреннего и вечернего молитвенного правила свт. Феофан Затворник пишет: "Никогда не читайте молитв спешно."
(Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? Письмо № 31.)
Tags: богослужебное чтение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments